Классические формы исинских чайников: «До Цю» – «Падающий Шарик» (掇球)

Лента новостей и медиа 13.04.2019

«Падающий Шарик» – замечательная форма, из которой впоследствии родились «Собранный», «Лотос»,  «Принимающий Небо» и другие классические чайники. 

Простой на первый взгляд, но продуманный до мелочей, динамичный образ «Падающего Шарика» построен на соответствии пропорций. Составленная из перетекающих друг в друга сфер, его упругая «скрытая геометрия» неочевидна, но ощущается на подсознательном уровне.

 

геометрия до цю

на фото: геометрия первого "До Цю" Шао Да Хэна

 

На протяжении своего существования форма развивалась и эволюционировала. «Падающий Шарик» в разные периоды времени делали, наверное, все известные мастера Исина, но классическими на сегодняшний день считаются три стиля, названные по именам их авторов.

 

Да Хэн До Цю 大亨掇球

 

до цю шао да хэн

на фото: "До Цю" Шао Да Хэна

 

«До Цю» Шао Да Хэна (邵大亨1796-1861 гг.) – самый ранний, «дедушка» всех последующих «Падающих Шариков». Большой, «упитанный» корпус, удобная, изящно изогнутая ручка, зеркально-симметричный маленький носик и небольшая, элегантная шапочка с жемчужинкой – все детали образуют законченный, округлый силуэт, излучающий довольство и доброе спокойствие.

 

Ю Тин До Цю 友廷掇球

 

до цю ю тин

на фото: "До Цю" Ю Тина

 

«До Цю» Шао Ю Тина (точные даты рождения и смерти неизвестны, жил и работал в Исине в цинскую  эпоху в годы правления под девизом Дао Гуан, 1856-1875 гг.). По сравнению с изначальной формой «Шарик» чуть более вытянут по вертикали. «Шапочка» его крышки выступает над плечом примерно на 1/3 высоты, немного выше и горлышко. Эту форму можно считать переходной от раннего «До Цю» к его современному стилю.

 

Шоу Чжэнь До Цю 寿珍掇球

 

до цю шоу чжэнь

на фото: "До Цю" Чэн Шоу Чжэня

 

«До Цю» Чэн Шоу Чжэня (程寿珍 1858—1939 гг., по прозванию Бин Синь Дао Жэнь  冰心道人 Чистый Человек Пути) выглядит самым энергичным среди своих собратьев, исполненным решимости и силы духа. Его небольшой, округлый животик подтянут и собран, аккуратно очерченное плечо переходит в высокое горлышко. Крышка максимально изогнута и поднята над «уровнем воды» на половину сферы. А большая круглая бусинка на ее верхушке зрительно еще сильнее вытягивает силуэт по вертикали и задает символическое начало ряду из трех шаров, по мере падения увеличивающихся в размере. Изящная, плавная линия ручки и прелестный изгиб носика зеркально отражают друг друга. Все части согласованы и слиты воедино, образуя гармоничный, одухотворенный, и полный жизни силуэт.

 

«До Чжи Ху» 掇只壶

 

до чжи ху

На фото: «До Чжи» работы современного мастера Сюй Янь Чунь 许艳春

 

Производной от «До Цю» является форма «До Чжи Ху» 掇只壶 (букв. «Собранный» или «Подогнанный»). Это самое распространенное название для исинских чайников, геометрически выстроенных по шаблону «До Цю», но с разными дополнениями и отступлениями - в виде высокого основания (цзя ди加底), другой формы крышки (врезную цзе гай截盖вместо классической прижимающей я гай压盖) или иначе изогнутого носика, украшенные резьбой или инкрустациями. По сути все они являются вариациями на тему «Падающего шарика». 

 

"До Цю Ху" из пурпурной глины цзы ша авторской работы, коллекция "Мойчай.ру":  

 

 

Этот сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie, для стабильной работы сайта. Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы можете узнать подробнее здесь.